Биологический факультет в Фейсбук Биологический факультет в Инстаграм Биологический факультет в Ютубе Биологический факультет в Фейсбук Биологический факультет в Твиттер Биологический факультет ВКонтакте
 
Главная страница Карта сайта Контактная информация




Главная » Структура факультета » Библиотека » Архив выставок »
 

Оригами. Живая природа в бумаге


Все, что вы хотели узнать об оригами, но некого было спросить.

Оригами - явление настолько уникальное и необычное, что сложилась парадоксальная ситуация: вроде бы все о нем слышали, но при этом никто ничего не знает.

Поэтому главная цель нашей выставки - рассказать об оригами и развеять несколько странных заблуждений, сложившихся в обществе.

Заблуждение №1: "Оригами - это рукоделие, детское творчество". Действительно, почти все, кто что-то слышал об оригами, ассоциируют его исключительно с занятиями в детском саду или младших классах. Рисование также применяют для развития детского воображения. Но никто не считает картины детской забавой. Они вызывают заслуженное восхищение и занимают достойные места в музеях и на выставках.

Мы искренне надеемся, что теперь, увидев нашу выставку, вы воспримете оригами совершенно по-другому.  Оно может быть простым и сложным, абстрактным и сверхреалистичным, но ни в коем случае не ремеслом. Оригами - это искусство в полном смысле слова, со своими законами и нарушителями этих законов, художественными школами и отрицающими их гениями.



 

Заблуждение №2: "Это же древняя японская традиция, да?"

Когда-то оригами действительно было в основном японским - не зря же мы используем именно это название, а неологизмы "paperfolding" или "papiroflexia" не приживаются.

Однако хорошо известно, что оно возникало много раз совершенно независимо - в Китае (откуда японцы его и позаимствовали), в арабской Испании и многих других европейских странах. Везде, где использовалась бумага, люди складывали из обрывков лодочки, цветочки, летающих птичек - не задумываясь и никак не называя это занятие. Конечно, это было забавой, но никак не искусством.

В средневековой Японии оригами стало традицией, но еще не искусством. Тысячу лет оно было такой же незаметной, неизменной и неотъемлемой частью культуры, как навык завязывания шнурков.

Чтобы действительно превратить оригами в искусство, потребовался синтез европейского мышления и традиционной японской культуры. Произошло это относительно недавно - сразу после 2 мировой войны, когда  японский мастер Акира Йошизава (Akira Yoshizava) создал систему обозначений, позволяющую записать складывания. Это изобретение было так же важно для оригами, как ноты для музыки. Именно тогда оригами вышло за пределы Японии, распространилось по всему миру и при этом радикально изменилось.


Не заблуждение, а вопрос №3. "Кто, как и когда все это придумывает?"

За последние 15 лет в оригами произошел настоящий - не побоимся этого слова - переворот. Большая часть экспонатов, представленных на нашей выставке, просто не могли появиться даже 20 лет назад.
Когда появилась строгая математическая теория складывания и основанные на ней компьютерные программы, все изменилось.

Раньше оригамист придумывал новые модели по наитию или просто изменяя и совмещая давно известные базовые формы. Теперь он заранее знает, как должно выглядеть его творение, и целенаправленно разрабатывает его. Невозможно внезапно придумать или сложить наугад насекомых, лежащих перед вами в витринах. Достижение максимального сходства жука-прототипа и его бумажной копии требует тщательных расчётов.
Не побоимся сказать: сейчас для оригамистов нет ничего невозможного - сложить из бумаги можно абсолютно все.

Интернет - вторая причина стремительного развития оригами. Молодому искусству необходимо быть интернациональным, нужен непрерывный обмен опытом. Это особенно актуально для России, которая еще недавно находилась не только в политической, но и в культурной изоляции.  Только в последние несколько лет наши соотечественники постепенно стали выходить в оффлайн, публиковаться в зарубежных журналах и устраивать выставки. Надеемся, эта вам понравится.



версия для печати




 
Прокрутка вверх  
Фотогалерея
Прокрутка вниз  

Фотографий: 9
Все фото на одной странице

выставка в библиотеке
 


  Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова



Почтовый адрес:
119234, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 12,
Биологический факультет МГУ



Справочная телефонов МГУ +7 (495) 939-10-00

E-mail: info@mail.bio.msu.ru

© 2017 Биологический факультет
Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова


 
2009 создание сайта