Настала очередь орнитологов Московского университета публиковаться в Nature

13 декабря 2016

Отечественные орнитологи помогли воплотить в жизнь многолетнее исследование мирового масштаба.

Исландский песочник с регистратором света

Текст: Григорий Евтух
Фото: П.С.Томкович

23 ноября 2016 года в журнале Nature была опубликована статья под названием Unexpected diversity in socially synchronized rhythms of shorebirds, посвящённая сравнительному анализу различных аспектов гнездового поведения большого количества видов куликов по всему миру. В общей сложности было проанализировано 729 гнёзд 91 популяций 32 видов куликов, у которых в насиживании участвуют оба партнёра. Для написания данной статьи были использованы данные, полученные орнитологами многих стран.

Исследования на Чукотском полуострове проводились под руководством ведущего сотрудника научно-исследовательского Зоологического музея МГУ доктором биологических наук Павлом Станиславовичем Томковичем. Основной целью работы было выяснить пролётные пути и выделить, в дальнейшем, популяции птиц, поскольку параллельно проводилось наблюдение за гнездовым поведением куликов, то была возможность внести свой вклад в данную работу – комментирует Павел Станиславович. Работа на Чукотке проводилась в рамках проекта «Ноев ковчег», посвященного сохранению видового разнообразия нашей планеты.

Нашими учёными были получены данные о времени, проводимом птицами на гнезде в условиях полярного дня. Для этих целей использовались датчики уровня освещённости – геологгеры. Такое приспособление позволяет довольно точно оценивать время, проведённое птицей на гнезде. Кроме того, геологгер легко устанавливается на лапу птицы, может использоваться продолжительное время (2 и более лет) и не причиняет неудобств животному. Основными объектами исследования были пары галстучников (Charadrius hiaticula), исландских песочников (Calidris canutus), бурокрылых ржанок (Pluvialis fulva) и чернозобиков (Calidris alpina).

Глобальный характер этого исследования и анализ огромного количества материала помогли сделать выводы о ключевых факторах, влияющих на гнездовое поведение и, как следствие, на эволюцию этого процесса у большой группы видов птиц. Кроме того, появились новые вопросы о зависимости криптического поведения на гнезде от пресса хищников; о возникновении разнообразия ритмов насиживания и о последствиях энергетических затрат различных партнёров с тем или иным ритмом насиживания.

Ашапкин Василий Васильевич