Физиологи МГУ открыли новый способ регуляции натриевого тока в сердце

13 декабря 2020

Учёные группы электрофизиологии сердца кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ открыли влияние RhoA-белка на быстрый натриевый ток сердца.

Денис Абрамочкин

Учёные группы электрофизиологии сердца кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ в содружестве с Национальным медицинским исследовательским центром имени В.А. Алмазова открыли влияние RhoA-белка на быстрый натриевый ток сердца. Работа, опубликованная в журнале Journal of Physiology and Biochemistry, поможет выявить мишени для новых лекарств от сердечных патологий.

В клетках сердца (как и в других клетках организма) любой процесс находится под сложным контролем множества регуляторов. Это помогает системе приспособиться под изменчивую окружающую среду. Rho-белки относятся к группе малых G-белков, работа которых зависит от ГТФ (гуанозинтрифосфата). Эти белки регулируют огромный ансамбль внутриклеточных процессов, в том числе процессы клеточного деления и адгезии, сборки и разборки актинового цитоскелета. Они, несомненно, важны и для регуляции работы кардиомиоцитов, а нарушение сигнальных каскадов с участием Rho-белков приводит к развитию патологических процессов сердечно-сосудистой системы.

Генерация потенциала действия, то есть электрическое возбуждение клетки, является фундаментальной способностью рабочих кардиомиоцитов. При этом, формирование нормального потенциала действия невозможно без потенциалзависимых натриевых каналов. Быстрый ток ионов натрия внутрь клетки приводит к резкой перезарядке ее мембраны (фаза 0 потенциала действия). Некоторые патологические состояния, например, угрожающие жизни человека аритмии являются следствием нарушения работы натриевых каналов. Поэтому раскрытие нюансов регуляции их работы — важная задача современной физиологии.

Работа учёных МГУ приподняла завесу тайны над влиянием RhoA-белка на натриевый ток кардиомиоцитов. Исследование такого взаимодействия было проведено на нескольких типах объектов — препаратах правого желудочка крысы, выделенных крысиных желудочковых кардиомиоцитах, а также клетках культуры, экспрессирующих потенциалзависимые натриевые каналы.

«Оказалось, что RhoA является негативным регулятором быстрого натриевого тока (то есть активация этого белка приводит к уменьшению амплитуды тока). Это подтверждается данными, полученными на всех перечисленных объектах исследования. Воздействие активатора RhoA неизменно приводило к уменьшению амплитуды натриевого тока изолированных кардиомиоцитов и уменьшению скорости развития фазы 0 потенциала действия в препарате желудочка. В клетках культуры, одновременно экспрессирующих потенциалзависимые натриевые каналы и RhoA-белок, амплитуда тока была значительно меньше по сравнению с контрольными значениями», — рассказал Денис Абрамочкин, ведущий научный сотрудник кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ.

Это первое исследование, описавшее регуляцию натриевого тока белком RhoA. Дальнейшая работа в этом направлении является очень перспективной, ведь изучение молекулярных механизмов наблюдаемых явлений поможет выявить мишени для новых лекарств от разнообразных сердечных недугов.

Шайтан Алексей Константинович